
Множественные мелкие абсцессы головного мозга
Обновлено: 22 авг. 2022 г.
Анамнез заболевания: Пациент Б,1974 г.р. заболел остро. Бригадой СМП доставлен в Павловскую ЦРБ с подозрением на ОНМК.
Жалобы при осмотре: на отсутствие движений в левой в/конечности, слабость в левой н/конечности, «подёргивания» в левой н/конечнсти, асимметрию лица.
Анамнез жизни: перенёс туберкулёз лёгких, недавно освободился из заключения, длительно злоупотреблял алкоголем.
Неврологический статус на момент осмотра нейрохирургом: уровень сознания – ясное (15б. по ШКГ), ориентирован; зрачки D=S, фотореакция живая; глубокий левосторонний гемипарез: парез лицевого нерва слева по центральному типу, плегия в левой в/конечности, глубокий парез в левой н/конечности.
КТ головного мозга: КТ-признаки множественных очаговых изменений головного мозга с выраженным перифокальным отёком (нейроинфекция ? Метастазы ?)
МРТ головного мозга: МР-картина может соответствовать абсцессу головного мозга с преимущественной локализацией в правой височно-теменной и левой лобной областях. МР-граммы представлены ниже.



R-гр. лёгких: лёгочный рисунок усилен с обеих сторон; по всем лёгочным полям определяются кальцинаты размером до от 0.2 см до 1.0 см, корни уплотнены, синусы свободны.
УЗИ брюшной полости: эхо-признаки жирового гепатоза, гепатомегалии, хронического панкреатита.
Консультация фтизиатра: данных за прогрессирование теберкулёзного процесса нет; может находится в стационаре общеё лечебной сети.
Анализ цереброспинальной жидкости: прозрачный, бесцветный, цитоз — 4 в 1 мкл, эритроциты — 108 в 1 мкл, белок 0.45 г/л.
В Павловской ЦРБ выполнена операция: двухстороння краниотомия, удаление абсцессов головного мозга с капсулой в левой лобной и правой теменной долях головного мозга (нейрохирург,к.м.н.Шелудяков А.Ю., нейрохирург, к.м.н.Тихомиров С.Е., интраоперационное увеличение - бинокулярная лупа).

Послеоперационная КТ-3D реконструкция, иллюстрирующая локализацию оперативного доступа в левой лобной области.

Послеоперационная КТ-3D-реконструкция, иллюстрирующая оперативный доступ в правой теменной области.


С учётом анамнеза жизни и внешнего вида удалённых образований: плотная капсула, при разрезе некротические массы с мелкими участками кровоизлияния, было сделано предположение о туберкулёзном поражении головного мозга. Патологический материал направлен на гистологическое исследование в 2 лаборатории (больничную и Гемохелп).
Динамика: операционные рана зажила первичным натяжением, швы сняты; на контрольной КТ головного мозга: состояние после кранитомии с двух сторон, удаления объёмных образований головного мозга.



Гистологическое заключение: в препаратах фрагменты мозга с несколькими небольшого размера участками скопления лейкоцитов, ассоциированных с разрушением ткани мозга и кровоизлияниями; гистологическая картина абсцессов; морфологических данных за опухоль, туберкулёзный процесс в присланном материале не обнаружено.
На момент выписки: уровень сознания – ясное (15б. по ШКГ), ориентирован; зрачки D=S, фотореакция живая; глубокий левосторонний гемипарез: парез лицевого нерва слева по центральному типу, плегия в левой в/конечности, глубокий парез в левой н/конечности. Выписан на амбулаторное лечение к неврологу в поликлинику по месту жительства.
Заключение: В неврологическом статусе существенного улучшения не наступило, но, во всяком случае, удалось предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания и создать необходимые условия для восстановления имеющегося неврологического дефицита. Также представленные клинический случай демонстрирует, что пациенты даже с такой серьёзной, тяжёлой патологией головного мозга вполне могут быть успешно оперированы на уровне районного стационара.